​​Extra Omnes

Extra Omnes

Вчера в Ватикане была произнесена фраза extra omnes («все вон!»). В Сикстинской капелле начался конклав, который должен избрать нового папу римского — главу католической церкви, самой крупной и влиятельной традиционной религиозной организации в мире.

Сегодня поговорим о том, как церковь, насчитывающая 1,4 млрд прихожан, сотрудничает с Китаем, в котором проживает 1,4 млрд человек.

Скончавшийся Папа Франциск уделял Азии повышенное внимание: он посетил этот регион больше, чем все предыдущие папы вместе взятые. Центральным направлением тут для него был именно Китай — единственная страна, отношениями с которой понтифик, как говорят, занимался лично, хотя католических верующих в Китае не так-то много (формально 6–8 млн человек, по неофициальной статистике — до 20–25 млн).

Ключевым вопросом отношений между Пекином и Ватиканом является назначение епископов. Дело в том, что в католицизме епископ назначается папой и поддерживает с ним связь напрямую. А Китай стремится сам контролировать религиозные назначения, не допуская в страну не одобренных священников. Для Ватикана это принципиальный вопрос — получается, что атеистическая компартия будет диктовать «викарию Христа и наместнику Бога на земле» (так в католической церкви называют папу римского), кого назначать, м?

В итоге в 2018 году стороны договорились и подписали «временное соглашение», по которому китайская сторона предлагает кандидатуры епископов, а папа их утверждает. Такая модель взаимодействия Ватикана с иностранными государствами очень редка. В последний раз она применялась во времена Наполеона, который тоже сам хотел участвовать в назначении епископов.

По фильму «Конклав» мы с вами знаем, что существуют и тайные кардиналы — in pectore, назначаемые папой без разглашения. Теоретически, такое возможно и в Китае. Например, в провинции Сычуань. Почему бы и нет, но кто же знает наверняка? 😉

Кстати, между Китаем и Ватиканом формально до сих пор нет дипотношений, а Ватикан — это единственная европейская страна, которая имеет официальные отношения с Тайбэем. Как ни странно, именно Пекин не хочет устанавливать дипотношения с Ватиканом. Почему? Во-первых, Святой Престол, как и в давние времена, может быть полезным посредником. Как вы помните, в 17 веке отношения между Россией и Китаем начинались при посредничестве католических нунциев, а первые переговоры велись на латыни. Между Пекином и Тайбэем Ватикан является запасным каналом общения, и отрезать Тайвань от Ватикана в Пекине не хотят.

Во-вторых, если будут установлены прямые отношения между КНР и Ватиканом, Святой Престол направит в Пекин посла — нунция, и есть вероятность, что китайские католики будут обращаться к нему напрямую, а не через епископа, согласованного компартией. А Пекину это нужно?

Сейчас один из наиболее вероятных кандидатов на пост папы — Пьетро Паролин. Он был министром иностранных дел во время понтификата Папы Франциска, это он вел все тайные переговоры с Китаем с конца 90-х, а потом и от имени Франциска согласовывал «временное соглашение». Если его изберут, отношения между Пекином и Ватиканом продолжат развиваться в текущем ключе. Но, как известно, Chi entra papa in conclave, ne esce cardinale — «кто входит в конклав папой, выходит оттуда кардиналом» (то есть именно фавориты часто проигрывают). Так что интрига сохраняется.

Источник: t.me