От древнего шелкового пути к символу процветания Китая
Сергей Санников, Заместитель главного редактора
Информационно-политического журнала «Персона Страны»
2025 год ознаменован важным юбилеем для Китая — 70-летием со дня образования Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР). За эти семь десятилетий регион, некогда считавшийся отдаленной окраиной, совершил исторический переход от изоляции и бедности к процветанию и открытости, став витриной успешного развития страны. Эта статья исследует ключевые преобразования Синьцзяна, влияние государственной политики и тот уникальный образ, который он представляет сегодня в глазах мира.
От изоляции к интеграции
Синьцзян, чья история насчитывает тысячелетия, официально вошел в состав Китая еще в 60 г. до н.э., когда был учрежден Протекторат Западного края династией Хань. Однако именно 1 октября 1955 г. была образована современная административная единица — Синьцзян-Уйгурский автономный район. Это событие заложило основу для планомерного развития региона. СУАР, крупнейший по площади субъект Китая, занимающий шестую часть территории страны, всегда отличался этническим и культурным многообразием. Здесь проживают уйгуры, ханьцы, казахи, хуэйцы и другие народы, что создает уникальный «этнический калейдоскоп», где на протяжении веков мирно сосуществуют различные религии и традиции.
Глубокий исторический фундамент стал залогом мощного современного роста. Валовой региональный продукт СУАР в 2024 г. превысил отметку в 2 трлн юаней, а на 2025 г. запланирован рост еще на 6%. Экономика диверсифицирована и опирается на ключевые отрасли, включая добычу и переработку нефти и газа, создание новой электроэнергетической системы, передовое производство и новые материалы. Регион является лидером Китая по производству хлопка и славится высококачественными фруктами. Благодаря инвестициям в инфраструктуру туризм переживает бум: в 2024 г. принято 300 млн туристов, а выручка сектора выросла на 21%. Округ превратился в ключевое звено логистики: через него проходит более половины всех грузовых поездов Китай-Европа, что в 2024 г. составило свыше 16 400 поездов.
Влияние политики развития западных регионов и инициативы «Пояс и путь»
Стратегия развития западных регионов Китая и грандиозная инициатива «Пояс и путь» стали катализаторами преобразований района.
СУАР оказался в сердце сухопутных маршрутов «экономического пояса Шелкового пути». Это превратило регион из периферии в центральный транспортно-логистический хаб, связывающий Китай со странами Центральной Азии, Европой и Ближним Востоком. Синьцзян как паровоз, стимулирующий экономический рост, и важный пункт развития.сухопутной зоны движения. Примером успеха может служить город Хоргос. Еще недавно это был тихий пограничный пункт, а сегодня — современный центр международного сотрудничества с парками, новыми улицами и оживленной торговлей.
Инициатива «Пояс и путь» привлекла в регион масштабные инвестиции, направленные на создание современной логистической, энергетической и производственной инфраструктуры. Это обеспечило жителям доступ к новым рынкам сбыта, современным профессиям и повысило уровень жизни.
Политика правительства напрямую отразилась на благосостоянии людей. Выросли доходы населения, улучшились условия жизни, доступ к качественному образованию и медицинскому обслуживанию. В регионе создаются условия для сохранения и развития культурных традиций всех населяющих его народов, что способствует гармонии в обществе.
Необходимость и ответ на вызовы
Обеспечение стабильности в регионе является безусловным приоритетом для китайского правительства, и этому есть исторические причины.
С 1990-х гг. до 2016 г., регион переживал сложный период, отмеченный всплеском террористической активности и религиозного экстремизма, особенно в южной части округа. Эти события создали серьезную угрозу для безопасности как жителей региона, так и его устойчивого развития. Китай предпринял решительные меры по противодействию терроризму и экстремизму. Властям удалось очистить регион от тени терроризма, создав безопасную среду для жизни и ведения бизнеса.
Источник: t.me