Интервью Василия Кашина китайскому порталу Гуаньча:
(Василий Кашин – к.полит.н., директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ)
Вопрос: Вы однажды упомянули, что «независимые военные инновации Китая превзошли российские разработки, но некоторые представители российской элиты все еще сомневаются в китайско-российском технологическом сотрудничестве». Какие, по вашему мнению, препятствия существуют в сотрудничестве между двумя сторонами? Как Россия позиционирует свою роль в военном сотрудничестве с Китаем?
Прежде всего, нужно понимать, что текущие проблемы, с которыми сталкиваются Россия и Китай в сфере оборонно-технического сотрудничества, в основном находятся на уровне мышления. По моему мнению, и Россия, и Китай придерживаются крайне «техно-националистического» мышления и в некотором смысле даже более отсталы, чем Советский Союз во времена холодной войны.
Например, Соединенные Штаты, как во времена холодной войны, так и сегодня, опираются на обширную сеть партнеров. Когда вы конкурируете с Соединенными Штатами, вы конкурируете не только с американцами, но и с военными и технологическими возможностями таких стран, как Япония (которая имеет очень большой военный потенциал), Европа, Израиль, Южная Корея и т. д.
С другой стороны, мы знаем, что Китай хочет добиться технологической независимости. Когда Китай импортирует определенные технологии, особенно военные, это часто воспринимается как отсталость и позор, и Китай стремится преодолеть это как можно быстрее и наладить местное производство и оригинальный дизайн.
Россия делает то же самое, только хуже. Таким образом, пока США ведут военно-промышленное сотрудничество с десятками развитых стран, Китай и Россия, по сути, могут воевать только самостоятельно. Стороны осуществляют определенное сотрудничество, однако оно не носит систематического характера, а уровень взаимного доверия относительно низок.
Если Китай и Россия хотят серьезно конкурировать с США и их союзниками, им необходимо углублять свое сотрудничество в долгосрочной перспективе и осознать, что мы взаимозависимы.
Причина, по которой я привожу в пример Советский Союз, заключается в том, что даже во времена Холодной войны Советский Союз полностью передал часть своего военного производства своим союзникам по Варшавскому договору.
Например, Советский Союз был совершенно неспособен производить учебно-тренировочные самолеты самостоятельно. Все они были произведены в Чехословакии. Советский Союз не мог производить некоторые типы военных кораблей и был вынужден полагаться на Польшу и Восточную Германию. Таких случаев много. Хотя другие страны Варшавского договора были относительно небольшими по размерам, Советский Союз все равно был готов передать им часть производства.
Сегодня Россия и Китай не готовы передавать друг другу часть заказов в военной промышленности. Чаще всего обе стороны конкурируют друг с другом за возможность самостоятельного производства и изготовления продукции, а уровень доверия к совместным исследованиям и разработкам относительно низок.
Для того чтобы улучшить текущую ситуацию с сотрудничеством в военно-промышленной сфере, я думаю, двум странам, возможно, придется принять некоторые важные решения, поскольку даже Китай не сможет в одиночку бороться с США и десятками стран, стоящих за ними.
🇨🇳 Китайская Угроза
观察者
瓦西里·卡申:战争形态发生重大改变,中俄应克服“技术民族主义”思维一波三折的俄乌停火谈判又有了新动向。俄罗斯5月14日宣布了土耳其俄乌会谈的代表团名单,但普京并不在名单中。随后,美国宣布,特朗普也不会前往伊斯坦布尔。
Источник: t.me