Forwarded From Въездной туризм КНР
туризм оффтоп
Всеобщее увлечение историей открыло еще один важный сюжет – специфику преподавания истории в других странах и, в частности, образы нашей страны в зарубежных школьных учебниках по истории. Подготовленный ИНИОН сборник дает хороший обзор учебных пособий для понимания, как именно представлена Россия в учебниках восточных стран.
Разумеется, глава 3, посвященная Китаю, вызывает, особый интерес. И тут не могу не отметить некоторую одновременно и избирательность в отборе материала, и избыточность.
Нужно иметь иметь в виду, что в Китае курс по истории относится к обязательным предметам. В младшей средней школе преподается история Китая (7–8 класс) и мировая история (9 класс). В старшей – обязательный повтор всей истории Китая и зарубежной истории, а также факультативно – сквозные темы по политической, экономической и культурной истории как Китая, так и зарубежного мира.
Кроме этого, после образовательной реформы при Си Цзиньпине, начиная с 2017 г. по всей стране в начальной и старшей средней школе допускается использование единого комплекта учебников, который разрабатывает Минобр и утверждает комитет по учебным пособиям.
Исходя и этих вводных, можно обнаружить, что для понимания, как сегодня преподают историю в Китае, релевантны только 3 учебника из разобранных 6 – Всемирная история. 9-й класс, том 2, История Китая и зарубежья (часть 2), История. Национальная система и социальное управление. При этом также надо иметь в виду, что последние 2 учебника относятся к факультативной части истории, которую изучают лишь некоторые ученики на 2-3 году обучения в старшей высшей школе.
А что изучают в обязательном порядке все китайские школьники? Правильно, учебник по Истории Китая и Всемирной истории, из которого авторы сборника разобрали только 2 том из мировой истории. А что же осталось в учебнике по истории Китая? Ну да, как раз самые острые темы в российско-китайских отношениях – территориальные приобретения России в конце 19 в. и участие России в Альянсе 8 держав.
На странице 53 при описании событий второй опиумной войны сказано: «США и Россия, пользуясь случаем, извлекли выгоду для себя – вынудили Цинское правительство подписать с ними неравноправные договоры. Особенно Россия, воспользовавшись ситуацией, силой заняла большую часть северных земель Китая» на Дальнем Востоке и на западе страны, оккупировав Илийский край. Это позволило России, наряду с Германий, Францией, Британией и Японией получить свою зону влияния, в которую вошли Далянь, земли к северу от Великой стены и Синьцзян. В 1900 г. Россия участвовала в Альянсе 8 держав, который вынудил Китай подписать очередной неравноправный договор.
Для иллюстрации территориальных утрат приводятся специальная цветная врезка, а площадь территорий указана в 1,5 млн кв.км, хотя еще в учебниках 1990-х гг. называли 1,44 млн кв.км.
Уже в 20 столетии после смены политических режимов в обеих странах отношения стабилизировались. Советский Союз оказывал содействие КПК, при этом способствовал созданию военной школы в Хуанпу в 1924 г. После провозглашения КНР 1949 г. он первым признал новое государство. В 1950 г. был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, по которому СССР предоставил крупный денежный займ. О материально-технической помощи и участии советских специалистов в восстановлении экономики учебник 2017 г. уже не сообщает. (все сами, сами).
В обзоре истории собственно России ключевое событие – это Октябрьская революция 1917 г. Однако историческая ценность этого события – открыть перспективу иного, некапиталистического пути развития, которым, как показал исторический опыт, смог воспользоваться только Китай.
Ну а в целом, с авторами обзора нельзя не согласиться, история России, особенно на современном этапе, рассматривается в китайских учебниках крайне лаконично. Россия – крупнейшая держава мира. Дальнейшие подробности излишни.
Telegram
ОБПВ ИНИОН РАНВышел в свет реферативный сборник “Россия в учебниках истории стран Ближнего и Постсоветского Востока, Китая”.
В сборнике представлены россиецентричные рефераты учебников истории для средних и высших учебных заведений Азербайджана, Узбекистана, Казахстана…
Источник: t.me