​​Партия наш рулевой Вопрос: В чем состоит роль КПК на бытовом (повседневном) уров…

Партия наш рулевой

Вопрос: В чем состоит роль КПК на бытовом (повседневном) уровне жизни рядового китайского гражданина?

Отвечает старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО, автор книги «Китай в эпоху Си Цзиньпина» Иван Зуенко.

Если коротко, то роль КПК в жизни рядовых граждан Китая примерно такая же, как роль «Единой России» в жизни рядовых граждан России. Потому что КПК — это правящая партия, от решений которой в конечном счете зависит все.

Есть, конечно, и отличия. Например, у «Единой России» нет ячеек во всех организациях: начиная с институтов и заканчивая коммерческими компаниями. Да и символики «Единой России» в российском повседневном пейзаже в десятки раз меньше, чем атрибутики КПК в Китае. Но в целом если китайский гражданин не является членом компартии, то он в основном сталкивается с последствиями ее решений, а не с ее участием в быту.

Хотя общая тенденция в Китае в последние годы, конечно, направлена на повышение роли партии и ее присутствия в жизни граждан. Пятнадцать лет назад, еще до прихода к власти Си, я спрашивал у приехавших на учебу в Россию китайских аспирантов об их партийной принадлежности. Среди них были члены КПК, но это ни в чем не проявлялось: собраний они не проводили, по поведению ничем не отличались от их беспартийных собратьев.

Сейчас же партийная принадлежность может ощущаться сильнее.

Партия прочно присутствует в повседневной жизни своих членов (а их уже под 100 млн). Постоянные собрания, сессии партийной учебы, членские взносы, дополнительная общественная нагрузка. В конце концов, есть понятие партийной дисциплины — к уголовному и административному кодексу прибавляется еще и довольно размытое требование вести «образ жизни, соответствующий высокому званию коммуниста».

При этом без членства в КПК сложно (почти невозможно) сделать большую карьеру. Не только в политике, но и в образовании, науке, да и вообще в любой сфере управления. Да, есть исключения, самым распространенным из которых является членство в одной из «демократических партий», но все партии входят в Единый фронт, который возглавляет та же КПК. Так что, по сути, «альтернативная партийность» мало что меняет.

С точки зрения китайского руководства, тотальность присутствия партии в системе управления — это сильная черта китайской модели. И, глядя на то, как зачастую эта система функционирует, понимаешь, что партия действительно является ее «несущей основой». Я сравниваю партийную номенклатуру в Китае с мистером Вульфом из «Криминального чтива» — человеком, который «решает проблемы». И эта аналогия неслучайна: многие вещи в Китае по-прежнему решаются вручную, и основной механизм здесь — партийные кадры, партийная иерархия и связи.

Подписывайтесь на канал Ивана Зуенко Китай. 80-е и не только!

Источник: t.me