Таежный роман, фильм-катастрофа и политическая сатира. Главные работы Александра Митты

14 июля режиссер и народный артист РФ скончался в возрасте 92 лет

Александр Митта был не только режиссером, но и автором слов песни, которую в России знает почти каждый, а еще — книги "Кино между адом и раем", ставшей одним из главных и массовых отечественных пособий для начинающих кинематографистов. С детства он увлекался живописью и мечтал посвятить свою жизнь искусству. Дебютировал в кино в 1961 году с дипломной работой "Друг мой, Колька!.." — а после снял еще множество знаменитых лент. Вспоминаем самые заметные работы Александра Митты.

"Звонят, откройте дверь" (1965)

"Гори, гори, моя звезда" (1969)

Следующей картиной Митты стала историческая трагикомедия об одержимом глобальными реформами в искусстве режиссере Искремасе, взявшемся экранизировать историю о Жанне д’Арк в провинциальном городке во времена Гражданской войны. В фильме был звездный состав: Олег Табаков, Олег Ефремов, Евгений Леонов, Леонид Куравлев и Нонна Мордюкова. В процессе создания ленты у Митты возникали проблемы с советской цензурой — главную роль мог сыграть Ролан Быков, но его внешность и образ вызывали ассоциации с репрессированным Всеволодом Мейерхольдом. А вот образ Табакова, который как раз и сыграл Искремаса, сочли политически приемлемым, потому что он напоминал Сергея Эйзенштейна.

"Сказ про то, как царь Петр арапа женил" (1976)

"Экипаж" (1979)

Следующая лента стала одной из самых широко просматриваемых в советских кинотеатрах — в 1980 году ее посмотрело более 71 млн зрителей. Успех "Экипажа" обусловлен многими факторами, но главным стало то, что это первый отечественный фильм-катастрофа — жанр, который в те годы был очень популярен у западного зрителя и, как оказалось, привлек и советского. 

Примечательно то, что концовка фильма изначально была трагической, но уже болеющий в те годы Леонид Брежнев был разочарован таким финалом, сказав: "Зачем вы мне покойников показываете", из-за чего последние сцены в ленте пришлось изменить. 

Картина запомнилась еще и первой эротической сценой на советском киноэкране. Несмотря на то что худсовет оставил только 20% отснятого для сцены материала, даже то, что осталось в фильме, сумело потрясти советского зрителя. 

"Сказка странствий" (1982)

В то же время в такую форму Митта не только облек поучительную историю, но и спрятал сатиру и политический подтекст. Например, фильм метафорически выражает обеспокоенность зависимостью советской экономики от нефти и отсылает к советскому вторжению в Чехословакию в 1968 году.

Также в фильме прозвучала одна из лучших работ композитора Альфреда Шнитке в кино.

"Граница. Таежный роман" (2000)

На волне популярности бразильских сериалов режиссер решил создать достойный отечественный аналог "мыльных опер". Ему удалось договориться с телеканалом, но финансирования долгое время не хватало, и пришлось прождать три года, прежде чем снять первый сериал в карьере — мелодраму про дальневосточный городок на границе с Китаем в 1970 году.

Митта сам написал текст для ставшей одной из главных в картине песни "Ты неси меня, река". Игорь Матвиенко тогда положил слова на музыку и сам исполнил песню для сериала. Уже позже эта композиция стала одним из самых больших хитов группы "Любэ".

Даниил Хмелевской 

Источник: tass.ru