Идеологический тупик России.
Даже для тех, кто не наблюдал за российской политической сценой, было очевидно, что после распада Советского Союза Россия столкнулась с серьёзной проблемой идеологического самоопределения.
В чём заключается русская идея и смысл существования страны?
Путин сформулировал две различные и несовместимые идеологии.
Внутри страны это идеология великой имперской нации, несправедливо лишенной некоторых своих атрибутов коммунистическим, и особенно ленинским, правлением. Путин строит страну на трёх идеологических столпах царизма: самодержавии, панславизме и православии. Но если при Романовых эти столпы имели какой-то смысл, то сегодня едва ли.
Но чтобы довести идеологическую путаницу до конца Путин разработал для международного потребления совершенно иную идеологию. Согласно этому нарративу, Россия – новый лидер мирового большинства и возглавляет остальной мир в противостоянии гегемонии самых богатых и могущественных государств.
Эта идеология выглядит как некий смехотворный эрзац ленинского синтеза марксизма и антиколониальной борьбы 1920-х годов. Но Ленин видел в Советском Союзе прототип бесклассового и космополитического государства, соответствующего ключевым принципам марксизма. Такое государство, естественно, стало бы союзником в антиколониальной борьбе восходящих азиатских и африканских стран.
Поддержка Индии и Китая в их антиколониальной борьбе была вполне идеологически обоснованной, даже когда основными внутренними силами в этих странах были буржуазные силы, поскольку Советский Союз выступал за интернационализм и прекращение колониальной эксплуатации.
Нелепо приписывать России на международном уровне идеологию, которую она открыто отвергает внутри страны. Как может страна, которая, по её собственному утверждению, выступает за автократию и национализм, возглавлять «глобальный Юг» в его борьбе за более справедливый мир?
Нельзя утром, выступая перед одной аудиторией, утверждать принципы империализма и национализма, а днём, выступая перед другой аудиторией, провозглашать себя интернационалистом и сторонником равенства всех наций.
Таким образом, Россия оказалась в идеологическом тупике. Не только в проекции своей идеологии внутри страны, где схожие противоречия существуют в трактовке царского и коммунистического опыта, но и, что самое главное, на глобальном уровне, где противоречие между национализмом во внутренних целях и мнимым интернационализмом во внешних целях в полной мере обнаруживает свою парадоксальную природу.
Этот вопрос, возможно, не был бы столь важен, если бы Россия была какой-нибудь небольшой страной, где подобные идеологические противоречия могли бы иметь значение для самой страны, но не для остального мира. Но доминирующая идеология в России и то, как Россия видит себя как в отношении собственной истории, так и в отношении современного мира, могут стать и становятся крайне важными, поскольку это может привести сейчас или через несколько лет к более масштабным конфликтам.
Хотя сила всегда важна, её применение определяется представлениями стран и лидеров о том, за что они борются и за что они могут убедить жертвовать своих граждан, и поэтому роль идеологии критически важна во всех современных обществах, как и в прошлом.
🇨🇳 Китайская Угроза
Источник: t.me