Почему стратегия борьбы Китая с США в этом году отличается от предыдущей?
(Цзинь Цаньжун — профессор Народного университета Китая)
Этот саммит был необходим, оказав положительное влияние на стабильность китайско-американских отношений в краткосрочной перспективе. Однако, на мой взгляд, ожидать от этого саммита окончательного определения будущего китайско-американских отношений несколько завышено.
Многие заметили, что перед встречей президент Трамп опубликовал короткое сообщение, намекая на предстоящую встречу «Большой двойки». Трамп признал, что Китай и США являются равноправными крупными державами. Конечно, китайское правительство может не принять концепцию «Большой двойки». Но никто не ожидал, что Трамп снова поднимет эту тему.
Характер китайско-американских отношений изменился с того момента, как Соединённые Штаты стали считать нас своим единственным долгосрочным противником. До этого, с визита Никсона в Китай в феврале 1972 года и до 18 декабря 2017 года, китайско-американские отношения характеризовались «как конкуренцией, так и сотрудничеством». С 18 декабря 2017 года китайско-американские отношения перешли в стадию всеобъемлющего стратегического соперничества.
Тотальное стратегическое соперничество также имеет свои фазы. Военный парад 3 сентября стал разделительной линией. До этого мы находились в стратегической оборонительной фазе, когда США наступали, а мы оборонялись. Но с этого момента мы вступили в фазу стратегического тупика, где у обеих сторон есть свои наступательные и оборонительные возможности.
22 марта 2018 года Трамп в одностороннем порядке развязал торговую войну против Китая. Тогда реакция Китая была иной, чем сейчас: мы надеялись на компромисс. Китайские представители часто ездили в Вашингтон, постоянно предлагая решения. Но на этот раз наш ответ иной. Если вы хотите бороться, мы дадим отпор.
Изменилась и наша дипломатическая стратегия. Раньше дипломатия с Соединёнными Штатами имела первостепенное значение. Теперь это не так. Теперь мы уделяем внимание и дипломатии с соседними странами, постепенно ставя её на один уровень с дипломатией с крупными державами.
Китай добился значительных прорывов в технологиях и промышленности. В марте 2018 года наш уровень самообеспеченности внутренними чипами составлял всего 5%, сейчас он должен приближаться к 45%. Хотя наши высокопроизводительные чипы всё ещё не на должном уровне, «узкое место» уже не так остро, как раньше.
Более того, Китай теперь осознаёт: у меня тоже есть карты в игре. Редкоземельные элементы — одна из таких карт.
Можем ли мы ожидать, что обе стороны подпишут крупное соглашение о «долгосрочном перемирии»? Думаю, вероятность этого крайне мала.
Но я оцениваю этот саммит как действительно успешное снижение напряжённости в китайско-американских отношениях; некоторые меры были отложены на год, что гораздо лучше, чем «90-дневное продление».
Ключ к успеху — в траектории нашего развития. В следующем году мы начнём реализацию 15-й пятилетки. Ключевым моментом является вывод технологических инноваций на более высокий уровень. Наши отрасли развиты, но в науке и технологиях всё ещё есть слабые места, из-за чего мы уязвимы к «сдерживанию» со стороны других. Если мы решим проблемы внутреннего спроса и «узких мест», чего нам бояться?
Не рассчитывайте решить все вопросы на следующей встрече, потому что Трамп не уступит. Но каждая встреча, откладывающая конфликт, ценна для нас. Пока мы на правильном пути, время на нашей стороне.
🇨🇳 Китайская Угроза
Источник: t.me
