Манная каша и мощь Си Цзиньпина.

Манная каша и мощь Си Цзиньпина.

Истинное послание Китая было продемонстрировано на военном параде, а не на пустой помпезности ШОС.

ШОС, основанная в 2001 году, ранее считалась клубом диктаторов. Хотя её саммиты всегда вызывали определённый интерес у специалистов по Китаю и России, они никогда не привлекали столько внимания международных СМИ, как недавний саммит в Тяньцзине.

Является ли ШОС ключ к альтернативному будущему? Для некоторых из тех, кто присутствовал на торжественном гала-вечере председателя Си Цзиньпина, ответ, похоже, был «да».

Но реальность сложнее, чем может показаться на первый взгляд. ШОС всегда была меньше суммы своих частей. Раньше она выполняла весьма конкретную функцию: помогала Китаю и России разрешать разногласия в Центральной Азии. Присоединение Индии, Пакистана, Ирана и, совсем недавно, Беларуси размыло миссию ШОС. Теперь она представляет собой лишь эффектную возможность для банкетов.

Выступление премьер-министра Индии Нарендры Моди в Тяньцзине наглядно иллюстрирует затруднительное положение ШОС. Он вежливо назвал «плодотворным» обмен мнениями с Си Цзиньпином, а тот, в свою очередь, подчеркнул , что Индия и Китай не представляют «угрозы», а, напротив, «представляют друг для друга возможности для развития».

Однако эти слова не отражают реальности. Они затушевывают соперничество Китая и Индии за лидерство на глобальном юге, серьёзные экономические противоречия и практически неразрешимый пограничный конфликт , вылившийся в кровавые стычки ещё в 2020–2021 годах.

ШОС просто ничего не может поделать с этими серьёзными разногласиями. Это не альянс. Это не ось. Это не лагерь. Это площадка для диалога и ничего более.

Поэтому никого не должно удивлять, что совместное заявление саммита, состоящее из 6000 слов и высокопарно названное «Тяньцзиньской декларацией», при ближайшем рассмотрении оказывается просто отупляющим набором банальностей. В нём есть что-то о терроризме, что-то об искусственном интеллекте, что-то о туризме, что-то об образовании и что-то об отступлении ледников.

Однако готового проекта постзападного мира не существует.

Вместо сути – обилие многозначительных и ярких образов. Вот Си Цзиньпин оживлённо беседует с Путиным и Моди. Вот Моди и Путин едут в лимузине. Вот все участники сидят за большим столом и зачитывают подготовленные речи.

Си Цзиньпин воспользовался встречей ШОС, чтобы представить гостям свою новую Инициативу глобального управления. Эта инициатива, наряду с Инициативой глобальной безопасности 2022 года и Инициативой глобальной цивилизации 2023 года, предлагает возвышенные и, к сожалению, нереалистичные рецепты счастливого мира, которые на практике мало что значат, особенно для Китая, живущего в условиях жестокого реализма.

Кульминацией легко забываемой речи Си Цзиньпина стала цитата из древнекитайского даосского философа Лао-цзы: «Следуйте великому закону Дао, и мир последует за вами». Но, как и Дао, великое видение Си Цзиньпина в своей основе неясно. Его невозможно увидеть и невозможно назвать. И всё же мир должен ему следовать.

В отличие от видения Си Цзиньпином счастливого мира взаимовыгодного сотрудничества, военный парад предполагает возможность того, что кто-то может проиграть, и это будет не Китай.

Над головой пролетали самолёты. Танки, бронетранспортёры, лазерные пушки и ядерные ракеты, тщательно промаркированные на английском языке, катились по площади под звуки военного оркестра.

Будучи уже не столько даосом, сколько маоистом, Си Цзиньпин воспользовался этой яркой демонстрацией китайской военной мощи, чтобы напомнить своей аудитории во всем мире — и в частности Соединенным Штатам, — что притязания Пекина на мировое превосходство опираются на прочный фундамент военной машины Китая.

Похоже, парад донес свою мысль.

🇨🇳 Китайская Угроза

Источник: t.me