Forwarded From Специально для RT
Иван Зуенко, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО, автор Telegram-канала «Китай. 80-е и не только» @china80s
Ответ не заставил себя ждать
В ответ на объявленные Трампом в рамках «дня освобождения Америки» торговые пошлины в отношении китайских товаров Китай с 10 апреля вводит ответные зеркальные тарифы на весь спектр американской продукции, ввозимой в КНР.
Иначе и быть не могло. Первого шага от Трампа в Китае ждали давно. Было время подумать и решить: будем отвечать.
Это в 2018-м, когда Трамп начал свою первую тарифную войну, она воспринималась как нечто неожиданное и вероломное: китайцы до последнего не могли поверить, что Америка будет своими руками рушить выгодное двум странам сотрудничество.
Поэтому в 2018—2019 годах был шок, от которого китайцы так до конца и не отошли, заключив перед самым началом пандемии коронавируса «первую фазу торговой сделки», в целом отвечающую интересам скорее США, чем Китая.
Из-за пандемии её выполнение фактически оказалось сорвано. Трамп проиграл выборы Байдену. А в Китае ещё больше озаботились тем, чтобы не зависеть от внешнего спроса и конъюнктуры на мировых рынках. Всё, что происходит в КНР на рубеже 2010—2020-х годов, нужно воспринимать именно сквозь призму подготовки к сегодняшнему шагу.
Пекин уверен: Трамп не сможет играть на повышение долго. Ущерб от разбалансировки мировой торговли для американской экономики будет такой, что трамписты проиграют на парламентских выборах 2026 года, а значит, вскоре Вашингтон сам захочет отыграть назад: будь то всё тот же Трамп, кто-либо из его соратников, настроенный более прагматично, или же новый лидер демократов.
«Нам бы день простоять да ночь продержаться» — такие настроения сейчас у китайской элиты.
А то, что на этот раз Трамп объявил тарифную войну не только Китаю, а, по сути, всему миру, подобное ожидание только облегчает. И делает возможными совсем уж непредставимые недавно сюжеты типа координации усилий в торговле с Южной Кореей и Японией — двумя давними сателлитами Вашингтона (в военно-политическом плане, конечно), которые нынче тоже страдают от тарифной политики США.
При этом переоценивать ресурсы китайской экономики не стоит. Дела у неё в последние три года не очень, а неизбежное сокращение торговли с США ещё больнее ударит по перспективам выбраться наконец из постпандемийного застоя.
Да, к концу года китайское правительство с помощью масштабного стимулирования наверняка добьётся целевого показателя в 5% роста ВВП, но сами ресурсы стимулирования не бесконечны. Для обеспечения роста экономики ничего лучше международной торговли пока так и не появилось. Сокращение же экспорта означает сокращение производства. Сокращение производства — больше нагрузка на бюджет, проблема безработицы, увеличение внутреннего долга.
Вырваться из этого замкнутого круга можно, лишь обеспечив стабильный спрос на китайские товары. Сколько ни развивай внутренний рынок, он по-прежнему не в состоянии заместить внешний спрос.
Китай всё ещё «мастерская мира», но пока далеко не главный потребитель товаров в мире. Поэтому других вариантов, кроме как в конце концов договориться о сокращении тарифов, Китай для себя не видит.
Размер пошлин нарочито выбран зеркальный — те же 34%, о которых объявил американский президент (другое дело, что с учётом предыдущих мер этот показатель достигнет всех 54%).
То есть для Китая это прежде всего демонстративный жест: «Мы будем отвечать, нас не запугаешь».
Реально же они не хотят торговой войны и с радостью пойдут на новую торговую сделку. Всё, к чему сейчас стремится Пекин, — это показать, что у него тоже есть козыри и пространство для торга.
А вот с кем Китаю придётся договариваться — с Трампом или с его сменщиком, — это в большей степени зависит от устойчивости не китайской, а американской экономики. Кажется, протекционистский радикализм Трампа поставил под угрозу прежде всего её саму.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.
🟩 Специально для RT. Подписаться
RT на русском
Торговая война с последствиями для всего мира: что означают ответные пошлины Китая в отношении продукции СШАГоссовет КНР принял решение ввести тарифы в размере 34% на всю продукцию из США в ответ на политику Дональда Трампа. По мнению Пекина, действия Вашингтона не соответствуют правилам международной торговли и ущемляют права Китая. Страна также направила иск…
Источник: t.me