Forwarded From Китай. 80-е и не только
Никогда такого не было и вот опять!
Вдогонку к сегодняшнему репосту на “Китайской угрозе” о некоем “бойкоте Китая” в Узбекистане.
Что у нас есть по факту:
— Никакой реальной протестной активности в Узбекистане по поводу китайских инвесторов не фиксируется (возможна ли она в принципе в условиях жёсткого административного режима и ещё более жёсткой внутренней самоорганизации узбекистанского общества, см. феномен “махалля”, это другой вопрос),
— Инфоповодом для раскачки дискуссии в соцсетях, которая, возможно, действительно имеет место быть (это нужно проверять), стал легкоатлетический забег (!), проведённый компанией “Хуавэй” ещё в середине февраля, который некоторые бдительные горожане приняли за китайский митинг,
— После него бывший имам одной из ташкентских мечетей Фазлиддин Шахобиддин, ранее прославившийся своими выступлениями в защиту права носить хиджаб и уволенный за профнепригодность, записал в Ютубе видео с рефреном “Обычная узбечка не может ходить на улице в хиджабе, но китайцам разрешают открыто проводить такие парады” (в чём логика противопоставления непонятно, но это не важно, потому что при когнитивном воздействии важны лишь эмоции)
— Тут же пошли какие-то сообщения о том, что китайцы якобы массово скупают узбекистанские сельхозземли. Кадастровое ведомство РУ всё опровергло, отметив, что по закону иностранцы могут только арендовать, а не покупать землю, но это, естественно, сыграло ровно наоборот. “Если власти что-то отрицают, значит, им точно есть что скрывать” (опять же, один из столпов когнитивного воздействия).
— Под новостями по этим темам появляются однотипные сообщения от юзеров с однотипными никнеймами (типа “Муслима”, “Михаил”), которые современные бото-фермы могут плодить тысячами (пример на экране),
— У Вас уже появляется чувство, что китайские щупальца уже в сердце Центральной Азии? И уже вот-вот полыхнёт?? “Доколе” и всё такое? Бинго, именно так информационно-психологическое воздействие и работает. Вопрос в мотивации акторов этого воздействия оставим в стороне, чтобы никого ни в чём голословно не обвинять. В конце концов, помимо высокой политики и высоких идеалов есть и банальный коммерческий кликбейт.
В сухом остатке же мы можем констатировать, что “Китай в Центральной Азии” — это настолько легко воспламеняемая тема, что раскачать её можно и без какого-либо информационного повода. А уж если он будет, так и вообще. А китайцы действительно в вопросах взаимодействия с внешним миром не самые опытные и тонко чувствующие товарищи, так что обычно инфоповод долго ждать не приходится.
Конечно, Узбекистану в этом плане повезло, так как он не имеет общей границы с КНР, а значительное население позволяет не бояться банального физического растворения в “дружной семье китайской нации”. Однако, для Казахстана и Кыргызстана эти фобии очевидны, поэтому любой чих на синофобскую тему здесь нужно умножать на два.
История антикитайских протестов в этих странах — это классическая классика того, как разжигаются и используются в политических целях антикитайские настроения. Несколько лет назад написали с коллегами из региона большую хорошую статью на эту тему. Выводы с тех пор актуальности не потеряли.
Почитайте, чтобы оценивать тематику синофобских протестов на постсоветском пространстве более трезво:
https://globalaffairs.ru/articles/antikitajskie-protesty-postsovet/
Источник: t.me