Forwarded From Форум Зерно Сибири и Зимняя зерновая конференция
Алексей Маслов: «России надо выработать новую стратегию в отношениях с Китаем»
На каждой конференции участники ждут выступления Алексея Александровича Маслова. Профессор, директор Института Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва) выступил в этом году с докладом «Особенности работы на агропродовольственных рынках КНР и Юго-Восточной Азии».
Да, мы сотрудничаем. Но…
– Я немного поговорю о Китае, особенностях российско-китайских отношений, что творится на рынках Азии и в целом. Это будут короткие очерки о том, что сегодня важно понимать.
В массовом сознании российско-китайские отношения представляются так: идет двусторонняя торговля, взаимодополнение экономик. Да, у нас не так много высокотехнологичной продукции, но мы им поставляем сырье, они нам технологии, машины и оборудование, и вот так мы взаимно дополняем друг друга. Обывателю кажется, что все урегулировано. Но когда мы встречаемся с реальным Китаем, это противоречит лозунгам.
Да, мы сотрудничаем. Но, например, у нас нет совместных образцов вооружения. Нет совместных продуктов в сфере науки. Российские разработки работают на Китай – это есть. В телефоне Хуавей едва ли не 30 процентов разработок сделано российскими разработчиками, но капитализируется это все в Китае.
Россия приходит на китайский рынок с огромным запозданием
– Двустороння торговля России с Китаем по данным китайской таможни – 244 млрд долларов. Это хорошо. Но меньше, чем совокупная торговля Китая с Африкой ($295,5 млрд), и конечно меньше, чем торговля Китая с ЕС ($785,8 млрд), США ($688,2 млрд), Латинской Америкой ($518,4 млрд).
По товарообороту России и Китая у нас профицит. Но его рост резко замедлился по последнему году. В 2024 году прирост товарооборота составляет менее 2 процентов (в 2023 – 26,3 процента). Будем честны, по факту Китай поддержал или присоединился к части ограничений по отношению к России.
Баланс торговли: в Китай мы экспортируем нефть и газ (63 процента), металлы, химия. Машины и электроника – 4 процента. Из Китая мы получаем 61 процент машины и электроника, продукция химпромышленности (12 процентов).
Что реально популярно в Китае из российских товаров?
Шоколад «Аленка», конфеты, кондитерские изделия. Причина – наше абсолютное неумение работать с розничным китайским рынком. Надо рекламировать потребительские свойства товара, а не страну производства. Мы покупаем китайские телефоны не потому, что они китайские, а потому, что они качественные.
Российские компании научились пользоваться китайскими СЭЗами, китайской политикой преференций. Продвигается продукция биофармы. Одна наша компания открывает в киатйском СЭЗ большую клинику косметологии. Но в целом Россия приходит на реальный китайский рынок с огромным запозданием. Западные компании поселились там с 80-х годов. А мы только сейчас. Китайский топ-менеджмент, средний менеджмент проходил подготовку в Гарвардской школе менеджмента и других. Психологически им легче работать с американцами. Россия, несмотря на разворот на Восток, не стала азиатской страной.
Продолжение в следующих постах. Следите за обновлением ТГ-канала Зимней зерновой конференции.
Источник: t.me