Forwarded From Представительство МИД России во Владивостоке
И снова о судоходстве по Туманной. Теперь от владивостокских Артема Лукина и Павла Черкашина. Их частное мнение на южнокорейском NK News.
«В серии недавних заявлений Россия и Китай возобновили давно утихшую дискуссию относительно судоходства по российско-северокорейскому участку пограничной реки Туманная. Доступ в Японское море принес бы Китаю значительные экономические выгоды и мог бы позволить ему более решительно проецировать свою военную мощь в этом регионе в виду усиления конкуренции с США. Однако это также затрагивает интересы КНДР и России, которые наверняка взвешивают выгоды от предоставления Пекину того, чего он хочет».
«Несмотря на относительно скромные размеры, Туманная является одним из самых геополитически чувствительных водных путей в мире. В мае 1991 года Москва подписала с Пекином соглашение о границе, где, в том числе, дала согласие на плавание китайских судов по реке, «их выход в море и возвращение обратно». «Конкретные вопросы, связанные с таким плаванием, должны быть урегулированы по соглашению заинтересованных сторон», в число которых, как подразумевалось, входит КНДР. Международное судоходство по Туманной обсуждалось в 1990-х годах как основная часть так называемого проекта Туманган. Плана, инициированного китайской провинцией Цзилинь и поддержанного Программой развития ООН, предусматривающего создание транснациональной экономической зоны на стыке России, Китая и КНДР».
«Диалог в конечном итоге вылился в Программу развития района реки Туманной, после переименованной в Расширенную Туманганскую Инициативу, штаб-квартира которой функционирует в Пекине по сей день. Однако основная идея этого проекта – судоходство – до настоящего момента не реализована. Для России и КНДР оно обещает мало конкретных выгод, но несет много рисков, таких как конкуренция с их портами в Японском море, а также вопросы суверенитета в интернациональной зоне».
«Включение Туманной в недавние российско-китайские документы свидетельствует об изменении позиции России в сторону большей открытости. Однако здесь важную роль также играет мнение КНДР, не обозначаемое в публичной сфере».
«Учитывая активное укрепление связей между Москвой и Пхеньяном, не исключено, что Россия станет координатором трехсторонней работы в устье реки. Первый пробный шар уже запущен консорциумом владивостокских и цзилиньских предприятий, продвигающих идею организации туристических круизов от китайского Фанчуаня до Японского моря. Основным инвестором перспективного проекта выступает компания из г.Хуньчунь Silk Road’s Light (珲春市丝路之光城市建设投资有限公).
«Главная интрига однако заключается в том, является ли этот проект сугубо коммерческим или служит прологом к чему-то большему, стратегическому».
«Регулярное судоходство по Туманной требует дноуглубительных работ. Нет никаких сомнений в способности Китая быстро провести их после получения разрешения от России и КНДР. Железнодорожный мост между РФ и КНДР с низкой высотой над уровнем воды является еще одним препятствием. Однако Китай вполне может позволить себе его реконструкцию. После этого возможными станут и коммерческие рейсы, и военная навигация».
«Китайские ракетные катера Тип 022 имеют осадку 1,5 метра, что делает возможным их проход по Туманной. На борту находится восемь противокорабельных ракет YJ-83 с дальностью полета до 250 километров, что позволит держать под контролем значительный сектор Японского моря. Не исключено задействование и дронов. В марте этого года японские СМИ сообщали, что китайский разведывательный БПЛА WZ-7 впервые прилетел в акваторию Японского моря не окружным путем через Корейский полуостров, а прямиком через воздушное пространство либо КНДР, либо России».
«Однако здесь есть важная оговорка: Туманная имеет большую экологическую ценность. Поэтому если Россия, Китай и КНДР действительно начнут сотрудничать в этом районе в экономических и стратегических целях, они должны гарантировать, что это будет делаться экологически ответственным способом».
NK PRO
How North Korea and Russia could capitalize on China’s desire for access to sea | NK PROIn a series of recent statements, Russia and China have revived long-dormant discussions about plans to allow Chinese ships to sail down the Tumen River near their border with North Korea in the Far East. But while progress would enable Beijing to realize…
Источник: t.me