Forwarded From За четыре моря
На прошлых выходных в Дубае можно было понаблюдать за массовой дракой: пара десятков человек неуклюже, но отчаянно бились за новые айфоны. Магазин Huawei в это время пустовал. А вот среди американских китаистов все наоборот: весь сентябрь только и разговоров, что о новом китайском смартфоне и провале экспортной политики США.
Что же, собственно, произошло? Месяц назад Huawei обновил свой флагман: ничего особенного для потребителя, но, похоже, революция для китайской промышленности, ведь Kirin 9000s, 7-нм чип внутри смартфона, был сделан в Китае.
Тайваньский TSMC начал массовое производство 7-нм чипов в 2018 году, так что получается, что Китаю удалось сократить отставание от самой передовой на сегодняшний день технологии (3-нм) всего до двух поколений или 4-5 лет. А ведь еще несколько месяцев назад многие эксперты утверждали, что из-за американских санкций Китай надолго застрянет на уровне чипов десятилетней давности.
И надо сказать, что на это были основания.
Особенность производственных цепочек для полупроводников – в том, что там довольно много “бутылочных горлышек”: ситуаций, когда ключевую технологию контролирует одна-единственная компания, из-за чего накладывать санкции становится гораздо проще. Американцы воспользовались этим и, казалось бы, перекрыли кислород китайским производителям.
Прежде всего, США фактически запретили китайским компаниям покупать продвинутые чипы у иностранных производителей. Но что еще важнее – запретили покупать оборудование, необходимое для их производства.
Например, единственная компания, производящая литографические машины для создания самых современных чипов – это голландская ASML. Возможно, вы даже не слышали такого названия, но это самый большой технологический гигант Европы — по капитализации обгоняющий BMW, Mercedes и Volkswagen вместе взятые. Самое продвинутое EUV-оборудование голландцы перестали экспортировать в Китай еще четыре года назад, а с 2024 года перестанут продавать и более простые DUV-системы.
Но санкции толком не сработали. Huawei проводил сделки, используя фирмы-прокладки, а еще, видимо, закупал оборудование “как бы для 14-нм чипов”, но производил на нем более продвинутые модели. Пока непонятно, удастся ли Китаю перейти к производству следующего, 5-нм поколения чипов (выглядит так, что для их производства точно нужны EUV), но возможно, что обходные пути найдутся и здесь.
У этого есть три важных последствиях.
Во-первых, стало очевидно, что США не удалось перекрыть Китаю доступ на гигантский высокотехнологичный рынок. Одни только смартфоны – порядка полтриллиона долларов в год: в лучшие годы Huawei занимал почти 20% мирового рынка, после санкций его доля сильно просела, но теперь может и восстановиться.
Во-вторых, собственные чипы – это возможность продолжать экспансию в рамках “Цифрового шелкового пути” – например, строить облачные дата-центры в африканских странах, не опасаясь, что Amazon или Google будут технологически недосягаемы.
В-третьих, это поможет китайским военным не отстать от американцев. Конечно, танки можно построить и с древними чипами, но не случайно Минобороны США стало первым заказчиком для 1.8-нм чипов на новой фабрике Intel, а армия Китая продолжает закупать ИИ-чипы у американцев: для высокотехнологичного вооружения нужны вычислительные мощности.
У американцев все еще есть возможность ужесточить санкции, включив туда все элементы производственной цепочки – от софта для дизайна до оборудования для упаковки. Это может сработать. А может случиться и так, что Китай просто отстроит герметичную систему по производству полупроводников – и тогда не будет зависеть от Запада вообще. Во второй половине нулевых китайцы очень хотели подключиться к работе МКС, но США заблокировали их участие, опасаясь трансфера технологий. Прошло всего лишь 10 лет, и китайцы запустили уже собственную орбитальную станцию. Возможно, если бы Китай тогда взяли в проект, то его космический суверенитет так и остался бы гипотетическим.
Источник: t.me