Китайская политика шнобелей. Восприятие иностранцев через изображение носов как …

Китайская политика шнобелей. Восприятие иностранцев через изображение носов как друзей или врагов в китайской иерархической социальной системе.

Представление иностранцев в терминах больших носов было настолько популярным в имперском Китае, что создало собственную концепцию “глубоко посаженных глаз и носа с высокой переносицей” (shenmu gaobi), которая сохраняется до наших дней.

Этот шаблон помог включить иностранцев с большим носом в социальную иерархию как положительным, так и отрицательным образом.

Лицо используется в Китае для отличия своих от посторонних во внешней политике социальных отношений, где евроамериканцы изображаются как люди с большими носами в популярных публикациях.

В 2023 году главный дипломат Китая Ван И сказал своим японским и южнокорейским коллегам: «Независимо от того, насколько светлым вы покрасите волосы, какой острой формы у вас будет нос, вы никогда не сможете стать европейцем или американцем, вам никогда не стать жителем Запада».

В китайской культуре нос определяет самость: китайский иероглиф, обозначающий нос (bi), включает иероглиф, обозначающий самость (zi). Следовательно, когда китайцы говорят о себе, они, как правило, указывают на свой нос, а не на сердце. Нос здесь имеет нормативное значение как “место праведности (yi)”.

Глубоко посаженные глаза и большие носы заметны на пропагандистских плакатах, выпущенных Коммунистической партией Китая в эпоху Корейской войны (1950–53). В период маоизма пропагандистские плакаты были ключевым способом, используемым КПК для разъяснения политики преимущественно неграмотному населению.

Носы работают не просто для того, чтобы исключить «другого». Российские [советские] союзники ценятся как сильные воины, что видно по их носу с высокой переносицей. С другой стороны, у американских врагов носы не с высокой переносицей, а большие (dabizi).

Аналогично, китайские актеры, сыгравшие американских солдат в фильмах КНР о войне в Корее, обычно были украшены комично увеличенными протезами носов.

Через различие между высокой переносицей и большим носом мы можем увидеть иерархию добрых и злых евроамериканцев в КНР.

Это подтвердилось после начала советско-китайского раскола в 1960 году, когда китайские пропагандистские плакаты изображали русских с уродливыми большими носами, а не с красивыми носами с высокой переносицей.

https://academic.oup.com/ia/article/99/5/2079/7242640

OUP Academic
Chinese visions of self and Other: the international politics of noses

To understand China’s world-view, this article traces how Chinese officials build national identity through depictions of foreigners’ noses. It looks at medieva

Источник: t.me