​​Искаженные представления Сегодня китайцы много путешествуют, учатся и работаю…

​​Искаженные представления

Сегодня китайцы много путешествуют, учатся и работают за рубежом, поэтому имеют непосредственное представление об иностранцах. А что было делать, когда контактов было мало?

Приходилось довольствоваться абстрактными представлениями!

В 1769 году в Китае была издана «Иллюстрированная книга данников императора Цин», в которой были нарисованы иностранцы. Точнее, не иностранцы, а то впечатление, которое они производили на китайцев.

Тут надо объяснить, что китайский подход к живописи радикально отличается от европейского. В то время как на Западе художники долгое время пытались изобразить объект наиболее близко к реальности, в китайской традиции живописи такой задачи никогда не ставилось. Изображалась не реальность, а впечатления от нее.

Китайские художники не ходили на пленэр. Художник, решивший изобразить пейзаж или событие, должен был прогуляться, внимательно все рассмотреть, получить впечатление, а затем вернуться в студию и зарисовать то, что запомнилось. Помните, как герой фильма Дэвида Линча «Шоссе в никуда» говорит, что не любит видеокамеры, потому что предпочитает запоминать события по-своему, а не так, как они происходили на самом деле?

Вот и тут примерно то же самое! Только объект — не пейзаж и не праздник, а данники.

Почему «данники»? Очень просто. В представлении китайцев Китай был центром мира, которым правил император — Сын Неба. Китай — это вам не одна из стран, это «Поднебесная». А что такое «Поднебесная»? Изи: это все, что под небом, то есть весь мир, так-то! Ничего «иностранного» для «Поднебесной» не существует, есть только данники императора, пусть и из далеких краев. Именно поэтому надо аккуратно обращаться со словом «Поднебесная». Я бы так Китай не называл, но вы — как хотите!

Поскольку иностранцы — это просто какие-то там данники, задача которых время от времени приезжать на поклон с подарками, изучать их особо не нужно. Кто там этих варваров разберет с их непонятными заскоками. Из-за этого в книге 1769 года полно фактических ошибок. Например, утверждается, что Швеция и Англия — данники Голландии. А Португалия и Франция — это вообще одно и то же.

Такое высокомерие в конечном счете подвело китайцев. Потому что, если законсервироваться и думать, что ты самый классный и умный, а учиться тебе не у кого, нечему и незачем, в какой-то момент можно опасно расслабиться. И тогда не стоит удивляться, что «данники» в итоге тебя победят. Как, собственно, и произошло в середине XIX века, когда англичане напали на Китай, чтобы получить право спокойненько торговать в этой стране наркотой. С этого времени в Китае начался Век унижений, последствия которого формально до конца еще не преодолены.

Но мы слегка отвлеклись! Как выглядели китайские представления о «данниках» в середине XVIII века можно посмотреть тут. Например, русских китайские художники представляли так:

Источник: t.me