Доля России на мировом рынке подсолнечного масла в этом сезоне (заканчивается в августе 2025 года) может превысить 40%, в прошлом сезоне она составила 38%, сообщил руководитель федерального центра “Агроэкспорт” Илья Ильюшин на масложировой конференции.
“Россия является крупнейшим поставщиком подсолнечного масла в Индию – 61% импорта, Китай – 66%, Египет – 68%, Иран – 83% и Турцию – 57%. На рынке подсолнечного шрота тоже занимаем значительную долю – более четверти от общего объема. Основными покупателями подсолнечного шрота являются Турция и Белоруссия”, – сказал он.
В то же время, несмотря на существенный рост производства и экспорта рапсового и соевого масел, позиции России на этих рынках более скромные.
“Доля на мировом рынке рапсового масла составляет 18%. За последние годы мы были вынуждены полностью перенаправить экспортные потоки. В результате почти 90% экспорта рапсового масла приходится на Китай. Учитывая, что мы уже занимаем более половины китайского импорта, дальнейшее увеличение поставок туда может быть затруднительным”, – заявил Ильюшин.
По его словам, экспорт рапсового шрота более диверсифицирован. Крупнейшие покупатели – Китай (36%), Турция (18%) и Франция (13%). Такая ситуация более устойчива, нежели с рапсовым маслом, отметил он.
Доля России на рынке соевого масла в прошлом сезоне составила 7% от общемирового объема торговли. Более половины экспорта приходится на Индию и Алжир. Поставки соевого шрота невелики (0,9 млн тонн) и сконцентрированы на рынках ближнего зарубежья (67%). “Очевидно, что рапсовый и соевый шрот в большей степени востребованы на внутреннем рынке, поэтому динамика их производства будет в большей степени зависеть от спроса со стороны российского животноводства”, – сказал Ильюшин.
Отметив растущую конкуренцию на мировом рынке масложировой продукции, руководитель центра заявил, что на рынке подсолнечного масла в последнее время усиливается позиция Казахстана. “По сравнению с 2021 годом он увеличил экспорт более чем в пять раз, почти до 500 тыс. тонн в 2024 году. Поставки в Китай сырого подсолнечного масла из Казахстана выросли в 29 раз, в Узбекистан – в пять раз, в Таджикистан – более чем в два раза, – сообщил Ильюшин. – Рост поставок казахстанского масла создает риски для российского экспорта в страны Центральной Азии, где казахстанские производители могут выигрывать за счет более короткого логистического плеча”.
В числе перспективных рынков для экспорта растительного масла он назвал страны Африки. В 2024 году доля поставок из РФ в импорте подсолнечного масла Марокко составила 9%, Алжира – 10%. ЮАР в прошлом году импортировала 190 тыс. тонн подсолнечного масла, но импорта из РФ не было. “Это те рынки, на которых мы можем расширить свое присутствие, – подчеркнул глава центра. – Та же самая картина с соевым маслом, которое мы поставляем только в Алжир и Египет в объеме менее 300 тыс. тонн. Тогда как его импорт только странами Северной Африки превышает 1,2 млн тонн, а всего африканские страны импортируют более 1,5 млн тонн соевого масла”.
Перспективными рынками для поставок подсолнечного шрота он назвал Марокко, Израиль, Египет, Таиланд, рапсового шрота – Китай, Израиль, Бангладеш, Таиланд и Вьетнам, соевого – Турцию, Израиль, Иран, Саудовскую Аравию, Вьетнам. По его оценке, потенциал экспорта шротов из РФ на эти рынки составляет до 1 млн тонн.
Источник: www.interfax.ru