Госдума приняла в первом чтении законопроект, который наделяет Росавиацию полномочиями по сертификации и одобрению производства альтернативных комплектующих для гражданской авиатехники, что необходимо для замещения иностранных запчастей в условиях санкций.
Законопроект № 746052-8 в октябре 2024 года в парламент внесла группа сенаторов. Поправки вносятся в статью 37 Воздушного кодекса, которая регулирует сертификацию гражданских самолетов, двигателей, винтов и беспилотных летательных аппаратов или их частей.
Законопроект разработан для развития отечественного производства альтернативных компонентов гражданской авиационной техники (Part Manufacture Approval/РМА), необходимых для замещения оригинальных расходных частей, применяемых при ремонте иностранных компонентов отечественными предприятиями.
“Учитывая, что дефицит запасных частей иностранного производства в условиях антироссийских санкций и ограничений, введенных западными поставщиками, в ближайшее время не будет устранен, можно сделать вывод о том, что рынок альтернативных запасных частей будет активно развиваться на территории России. Однако в случае, если нормативное регулирование будет “догонять” фактическую потребность отрасли, высока вероятность, что вместо цивилизованного рынка РМА-компонентов перевозчики столкнутся с серым рынком неаутентичных компонентов”, – говорится в пояснениях к законопроекту.
Авторы отмечают, что постановление правительства от 12 марта 2022 года (№ 353) предусматривает возможность использования импортируемых РМА-компонентов. В итоге складывается ситуация, при которой китайские и иранские РМА-поставщики имеют привилегии по сравнению с отечественными предприятиями. “Также, в отсутствие перспективы РМА-регулирования в РФ, создаются предпосылки вывода производства таких компонентов в Китай, так как для установки импортируемой РМА-запчасти с китайскими документами качества на самолет в России требуется меньше бюрократических процедур”, – отмечают в пояснительной записке авторы.
РМА-производители – это компании, которые сертифицированы авиационными властями для изготовления альтернативных запчастей и компонентов в соответствии с требованиями, содержащимися в нормативной документации, определяющей порядок сертификации типа, разработчиков и изготовителей.
Западные санкции, введенные в феврале 2022 года, предусматривают запрет на поставки в Россию гражданских самолетов и запчастей, а также их техобслуживание и страхование.
Источник: www.interfax.ru