ООО «Инженерный центр программы СиАр929» (далее — ИЦ), учрежденное в 2019 году под проект разработки дальнемагистрального пассажирского самолета CR929, подало заявление о ликвидации юрлица, сказано в материалах ЕГРЮЛ.
Дата подачи документа – 17 февраля.
Учредителем ИЦ является China-Russia Commercial Aircraft International Corporation Ltd. (CRAIC) — совместное предприятие ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК, входит в «Ростех») и китайского авиаконцерна COMAC (имеют по 50% в СП). Уставный капитал компании, как минимум на конец 2024 года, был равен 196 млн руб. Прошлый год, согласно отчетности, она завершила с чистой прибылью в 12 млн руб. (против 80,4 млн руб. убытка годом ранее) при выручке 50,1 млн руб. (против 295 млн руб.). В 2021 году ИЦ зарегистрировал в Шанхае дочернюю структуру – «Шанхайскую компанию с ограниченной ответственностью по проектированию самолета девять два девять».
В 2023 году на деятельности компании оказывал влияние «комплекс факторов экономического и иного характера», сказано в отчетности. Геополитическая обстановка и антироссийские санкции привели, в частности, «к сложностям в осуществлении трансграничных переводов, и уставный капитал дочерней компании не был наполнен». Это привело к отсутствию обесценения финансовых вложений общества, с одной стороны, и к колебаниям размера кредиторской задолженности по указанному вкладу за счет курсовых разниц, с другой. Тем не менее по состоянию на конец 2023 года у руководства ИЦ не было информации «о каких-либо действиях единственного участника общества» по его ликвидации.
Как CR929 стал C929
Создание российско-китайского лайнера обсуждалось еще в «нулевых». В 2016 году правительства РФ и Китая подписали соглашение о «совместной реализации программы разработки, производства, коммерциализации и послепродажного обслуживания широкофюзеляжного самолета и создаваемого на его основе семейства». В 2017 году в Шанхае была учреждена CRAIC, которая стала оператором проекта: предполагалось, что именно в этом городе будет проходить финальная сборка CR929.
До пандемии COVID-19 организовать первый испытательный полет CR929 планировалось в 2023 году, а начать коммерческие поставки — после 2025 года. В июле 2020 года руководство ОАК объявило о сдвиге поставок на 2028-2029 гг. На тот момент проект проходил этап Gate-3 – сбора и анализа предложений поставщиков систем и агрегатов для определения конечной конфигурации самолета.
В августе 2022 года гендиректор ОАК Юрий Слюсарь сообщил, что работа над CR929 продолжается, но с учетом последствий пандемии и введения против РФ санкций из-за конфликта на Украине формат участия в проекте придется «актуализировать». Денис Мантуров, на тот момент возглавлявший Минпромторг, уточнял, что РФ будет участвовать в статусе поставщика агрегатов и компонентов для самолета.
Созданное под проект совместное с китайцами предприятие сохранится, но заниматься непосредственно разработкой самолета, оно не будет, пояснял позднее Слюсарь: «СП мы оставляем, чтобы оно работало как некий офис внутри Китая, который помогал бы нашим предприятиям, которые как поставщики будут работать с китайскими «финалистами». Начиная от организации, заканчивая преодолением культурных и языковых барьеров».
В мае 2024 года Мантуров, уже в должности первого вице-премьера, подтвердил готовность России участвовать в проекте создания самолета «на основе договора исполнителей». «Те компетенции, которые необходимы с российской стороны – мы готовы участвовать с этими компетенциями в этом проекте на основе договора исполнителей. (…) Там разные компоненты, в том числе силовая установка тоже рассматривается», — говорил он.
На сайте COMAC дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет обозначен как C929.
Источник: www.interfax.ru