Нужны ли в России скоростные железные дороги? Тут китаист Иван Зуенко написал ста…

Нужны ли в России скоростные железные дороги?

Тут китаист Иван Зуенко написал статью о том, как России перенять китайский опыт строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей.

Краткое содержание статьи читайте в нашей новой книге «Никак».

Если чуть подробнее, то 1) строительство высокоскоростных железных дорог требует колоссальных вложений, 2) чаще всего нерентабельно, поэтому 3) возможно только при наличии избыточных средств и государственной воли, следовательно 4) идеи о сооружении таких ж/д в России выглядят нереалистичными.

Со всем этим не поспоришь.

Мне однажды удалось присутствовать на беседе с руководителем крупнейшей государственной инвестиционной корпорации Китая, который прямо сказал: «У нас в Китае рентабельна только одна ветка скоростных ж/д — из Пекина в Шанхай, городов с населением по 20 млн человек. По этой ветке полностью загруженные поезда ходят раз в 15 минут. Все остальные ветки убыточны. Вам в России с такими большими расстояниями и с таким маленьким населением нужно просто успокоиться и забыть о скоростных ж/д, потому что у вас их не будет ни-ко-гда».

Проще говоря, интереса к инвестированию в скоростные железнодорожные магистрали в России руководитель китайской инвесткомпании не проявил.

Единственное, с чем я не совсем согласен с Иваном Зуенко, так это с тем, что строительство вокзалов вне центров городов в чистом поле — это, якобы, не баг, а фича.

На самом деле экономия времени на промежуточных процессах и есть основное преимущество поездов над самолетами. Приезжать на поезде сразу в центр города намного приятнее, чем в какое-то сраное чистое поле, откуда вам потом до города еще час ехать на такси.

Строительство вокзалов непонятно где не стимулирует развитие новых районов. Так может показаться только в китайских реалиях централизованного планирования, но это отнюдь не естественный процесс. Куда бы вы ни приехали на скоростном поезде в Китае, выйдя из вокзала, расположенного in the middle of nowhere, вам вряд ли захочется задержаться в этом бездушном новом районе. Без риска ставлю 100 юаней, что первое ваше желание будет побыстрее оттуда выбраться в приятный центр с парками, кафе и хорошими гостиницами.

Так что в России придется сконцентрироваться на развитии традиционных видов транспорта, в том числе прекрасных и комфортных поездов. Главное, чтобы они прибывали в центр города на красивый вокзал!

Профиль
Применим ли в России китайский опыт строительства высокоскоростных железных дорог?

Каждый раз, когда в России заходит разговор о высокоскоростных железнодорожных магистралях (ВСМ), принято кивать в сторону Китая. Именно там строительство ВСМ

Источник: t.me