Forwarded From Открытое пространство
Сегодня можно услышать громкие заявления о «дедолларизации» мировой экономики. Китай снижает долю доллара в своих международных расчётах — теперь она опустилась ниже 50 процентов. На первый взгляд, это будто бы знак надвигающегося конца долларовой эпохи. Но не всё так просто.
Да, формально расчёты в долларах действительно сокращаются. Однако ключ к разгадке скрыт в одном, казалось бы, небольшом нюансе: китайский юань остаётся валютой, жёстко контролируемой Народным банком Китая. Проще говоря, это не свободно обращающаяся, а управляемая валюта. И этот факт радикально меняет картину.
За пределами китайского экспорта юань почти бесполезен. Им нельзя свободно расплатиться, нельзя свободно купить активы или вложиться в бизнес без разрешения Пекина. Поэтому смысл накапливать юани или хранить их в резервах есть лишь у тех стран, чей товарооборот с Китаем действительно велик. Для всех остальных — это, скорее, валютный экзот.
Более того, курс юаня устанавливается не рынком, а решением китайского Центробанка. Сегодня он может быть выгодным, завтра — уже нет. Любые накопленные резервы в юанях несут в себе риск: предсказать действия регулятора невозможно, а ликвидность таких активов сомнительна. Юань не выполняет ключевую задачу мировой валюты: быть мерой стоимости.
Именно поэтому разговоры о скором «падении доллара» выглядят больше как политическая риторика, чем как экономический прогноз. Да, Китай уверенно расширяет влияние, но до статуса полноценной мировой валюты юаню ещё далеко. Доллар же остаётся тем, чем он был последние десятилетия, — главным инструментом международных расчётов, универсальным эквивалентом доверия и ликвидности.
И пока у мира нет другой такой валюты (даже евро, который во многом является более привлекательной, чем юань, валютой, не составляет доллару значимой конкуренции за пределами европейской экономики), говорить о «конце долларовой эры» рано.
Наконец, еще одно соображение, без которого будет невозможно понять ключевые критерии определения «мировая валюта». Она должна быть подкреплена не только экономической мощью и доверием к финансовой системе страны-эмитента такой валюты. Она должна быть подкреплена и статусом сверхдержавы — то есть, силовой составляющей. Поэтому, кстати, у евро нет и не может быть перспектив на звание мировой валюты. Да, в общем-то, никто такой задачи и не ставит. С юанем — всё то же самое, без отклонений. Он — нормальная региональная валюта, где регионом является зона экспорта Китая. Мировой валютой юань в обозримом будущем не станет. Для этого нет предпосылок.
|Закрытый канал: https://t.me/no_open_expansion_bot
Telegram
ЕЖКитай добился больших успехов в дедолларизации
Доля юаня в международных операциях Китая впервые превысила 50% и заметно обошла доллар, пишет газета «Известия». Рост расчетов во второй экономике мира ускоряет процесс дедолларизации, хотя Пекин избегает этого…
Источник: t.me
