Международное агентство по атомной энергии "не только не защитило Иран, но, по мнению некоторых экспертов, его данные могли быть использованы Соединенными Штатами в качестве обоснования для ударов", добавил декан факультета международных отношений МГИМО МИД России
МОСКВА, 7 июля. /ТАСС/. Удары США по иранским ядерным объектам нанесли ущерб режиму контроля за соблюдением Договора о нераспространении ядерного оружия, подорвали доверие к международным механизмам защиты прав неядерных государств и продемонстрировали необходимость укрепления национальных систем противовоздушной обороны. Такое мнение в интервью ТАСС выразил декан факультета международных отношений МГИМО МИД России, член научно-экспертного совета при Совете безопасности РФ Андрей Сушенцов.
"Во-первых, удары США по ядерным объектам Ирана нанесли очень существенный ущерб Договору о нераспространении ядерного оружия и системе контроля за его соблюдением. По сути, две ядерные державы осуществили неспровоцированную агрессию против государства, не обладающего ядерным оружием", — отметил собеседник агентства.
По его словам, Международное агентство по атомной энергии "не только не защитило Иран, но, по мнению некоторых экспертов, его данные могли быть использованы Соединенными Штатами в качестве обоснования для ударов" по иранским ядерным объектам. "Это значительно подорвало доверие к международным механизмам защиты прав неядерных государств. Перед странами, стремящимися к суверенитету и независимости, остро стоит вопрос: как защитить себя от возможных атак третьих стран, которые могут осуществляться под любым предлогом", — добавил эксперт.
"Во-вторых, кризис резко обострил проблему нефтяного экспорта из Персидского залива. Иран рассматривал возможность блокировки Ормузского пролива — ключевого маршрута региональных поставок нефти. Китай как основной потребитель этой нефти, осознавая, что кризис далек от урегулирования и что сейчас, возможно, только некая передышка, теперь вынужден искать альтернативы, включая развитие сухопутных транспортных маршрутов и строительство новых нефтепроводов, в том числе из России", — сказал Сушенцов.
"В-третьих, кризис продемонстрировал необходимость усиления контроля над воздушным пространством и создания современных систем противовоздушной обороны. Крупные государства активизировали поиск средств ПВО, позволяющих проводить независимую политику без оглядки на другие страны", — заключил политолог.
Израиль в ночь на 13 июня начал военную операцию против Ирана. Менее чем через сутки исламская республика осуществила ответную атаку. США вступили в конфликт спустя девять дней после его эскалации: в ночь на 22 июня американские ВС атаковали три ядерных объекта Ирана. Вечером 23 июня Тегеран нанес ракетный удар по крупнейшей на Ближнем Востоке американской авиабазе Аль-Удейд в Катаре. Как сообщили власти США, пострадавших нет, существенного ущерба нанесено не было. Позже американский президент Дональд Трамп заявил, что Израиль и Иран согласились полностью прекратить огонь. Перемирие начало действовать 24 июня.
Источник: tass.ru