В скором времени будет открыт третий железнодорожный переход между Казахстаном и Китаем в районе автомобильного пункта пропуска Бахты (РК) – Ташэн (КНР).
Более того, в этом году мы достигли нового прорыва в наших отношениях, взаимно снимая перед гражданами обоих стран визовые ограничения для деловых, частных и туристических поездок.
Такой уровень доверия, позволяет строить новые планы по дальнейшему креплению отношений в самых разных сферах. В частности, ранее развитие транспортно-пассажирской и туристической инфраструктуры во многом упиралось в вопрос привлечения пассажиропотока. Отмена визовых ограничений без сомнения простимулирует взаимные визиты и бизнес активность, соответственно необходимо наращивать транспортные проекты, чтобы они соответствовали уровню подписанных соглашений и потребностей наших граждан.
Китай входит в пятерку крупнейших инвесторов в казахстанскую экономику. Общий объем вложений – более 23 млрд долл. США. По итогам 2023 года валовый приток прямых иностранных инвестиций из КНР в РК вырос на 30,6%.
Сегодня в Казахстане работает порядка 3300 совместных предприятий в таких стратегических отраслях, как горно-металлургический комплекс, обрабатывающая промышленность и многие другие. И процесс продолжает расти. В апреле этого года казахстанские и китайские компании подписали коммерческие контракты в различных сферах экономики: строительство, энергетика, горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство, пищевая промышленность, машиностроение, туризм, инвестиции и другие.
Особое значение приобретает автомобилестроение. Китай уже стал лидером не только по производству автомобилей, но и в его самом передовом секторе – строительстве электромобилей. В Казахстане стремительно набирают популярность китайские бренды автомобилей, что в немалой степени связано с готовностью китайских автопроизводителей вкладываться в совместное производство и локализацию.
В этом направлении видится большой потенциал. Казахстан обладает огромными запасами редкоземельных металлов необходимых для производства современных электромобилей и в целом электроники. Создание в Казахстане совместных производств позволит в условиях кооперации создавать новые высокотехнологичные продукты, в которых нуждается вся мировая экономика.
Немаловажно, что Китай всячески развивает обучение в рамках «Пояса и Пути», что уже дало результаты в Казахстане. Китай стремится усилить инновационное сотрудничество и запустить план научно-технических инноваций «Пояса и пути».
Надо заметить, что Казахстан и Китай связывают не только двусторонние, но и эффективные многосторонние отношения. В рамках ШОС, СВМДА и других международных объединений, Казахстан и Китай занимают проактивную позицию сохранения региональной безопасности и повышения экономического потенциала всех регионов мира.
Одним из таких форматов является центральноазиатский вариант С5+1, где подразумевается взаимоотношений пяти стран региона с Китаем. И в этом есть понятная логика, пять центральноазиатских стран имеют достаточно много общего чтобы обсуждать с Китаем, при этом коллективный формат позволяет, с одной стороны, координировать действия, чтобы избежать ненужной конкуренции друг с другом. С другой стороны, позволяет чувствовать центральноазиатам себя более уверенно в разговоре с мировым гигантом, незримо опираясь на плечо соседа имеющих близкий размер и потребности.
Китай также заинтересован в многостороннем диалоге. Подобная форма дипломатических взаимоотношений была апробирована Пекином в сложном для него регионе Юго-Восточной Азии со странами АСЕАН. И данная конструкция принесла выгоды обеим сторонам.
Для стран Центральной Азии умение интегрироваться друг с другом это достаточно важная, но трудно осуществимая задача. И здесь присутствие внешних больших игроков хорошая мотивация по умение координировать свои действия, добиваясь максимум коллективной пользы.
Тем самым, даже резкие изменения геополитической ситуации, делают казахстанско-китайские отношения еще более крепкими, еще более взаимовыгодными и нужными.
Источник: t.me