Forwarded From Китай. 80-е и не только
Меня тут спрашивают про Ма Юня (Джека Ма) — в привязке к сегодняшней примечательной встрече.
Я думаю, в основном это из-за того, что за пределами Китая вообще никого не знают из китайских бизнесменов кроме Джека Ма. И он для зарубежных наблюдателей — это как Стив Джобс, помноженный на Илона Маска. А потому интересный.
Между тем, времена изменились.
Да, был период (и он совпал с периодом резкого усиления позиций Си Цзиньпина в элите, позволившего ему точечно, но мощно надавить на крупный частный бизнес), когда Почтенный Ма стал настолько популярен в обществе, что это вызвало определённое беспокойство на самом верху.
Не из-за того, что Ма демонстрировал какие-то политические амбиции и подавал политические сигналы (этого не было, хотя, поддавшись на головокружение от успехов он действительно вёл себя чуть более независимо, чем это принято в Китае). Но в КНР вообще не любят, когда у партийного руководства появляются хоть какие-то конкуренты. В этом плане Ма Юнь ничем не отличается от Ли Хунчжи, например.
Между тем, в Китае (возможно совершенно неожиданно для него самого) начал набирать силу настоящий культ Ма. Отчасти это происходило как следствие существования в “Алибабе” масштабной программы по развитию корпоративной лояльности, отчасти потому что образ Джека Ма идеально вписывался в общественные ожидания.
Субтильный очкарик из небогатой семьи, который благодаря своему труду и знаниям, воспользовавшись экономическим подъёмом и внешней открытостью, создал корпорацию мирового уровня, — идеальная ролевая модель для миллионов китайцев. В своей значительной массе — субтильных очкариков из небогатых семей.
Пришлось партии вмешаться в этот стихийный “броманс” и чётко показать, какой культ возможен, а какой нет.
Джек Ма, судя по всему, всё понял, всё осознал. И ничего особенного, кроме того, что он уже не представляет никакой угрозы, его приглашение на сегодняшнюю встречу не демонстрирует.
А власти действительно нужно новое взаимодействие с бизнесом. Наезды на частный капитал теперь, как и жёсткие антиковидные меры, остались где-то в прошлом (недалёком, это же всё буквально 2021-2022 годы), но прошлом. В попытке заместить строительные корпорации в качестве драйвера китайской экономики власти сейчас более плотно работают с телекоммуникационными гигантами.
Те о недавних наездах помнят, но делают вид, что тоже всё поняли и всё осознали.
Источник: t.me